Как искусствоведа меня всегда волновало отсутствие глубинных изобразительных традиций в современном отечественном искусстве. Речь, конечно, идет не о церковном, а мирском искусстве. Поиск причин уводит нас в начало восемнадцатого столетия, когда в эпоху Петра Первого, в силу исторических обстоятельств, для русского светского искусства единственным «официально одобренным» образцом стали "образцы западные". Именно тогда произошло, по сути, следующее – империя, исповедующая на протяжении семи столетий, восточные христианские ценности, прибегла к использованию формы, рожденной в недрах традиции западной, после раскола церквей, имеющей иную мировоззренческую основу. Но содержание и форма неразрывно связаны между собой – это всегда понимали древние и средневековые мастера, ведь искусство во все минувшие эпохи развивалось исключительно в лоне церковной жизни, и созидалось верующими людьми. Именно тогда и зародилось живущее до сих пор несоответствие между торжеством духа над плотью и утверждением материального начала как основы пластического языка. Таким образом, искусство стало отражением существующего в мировоззрении раскола, трещины в некогда гармоничном представлении о жизни и окружающем мире. Академик Николай Мухин – один из немногих современных мастеров, если не единственный в своем роде, убежденно, вдохновенно и, я бы сказала, отважно, утверждающий ценность тех самых исконных традиций в области высокого профессионального искусства. Художественный язык его станковых произведений предлагает зрителю увидеть, каким было бы русское светское искусство, не случись этого резкого, не слишком естественного для русской ментальности, обращения к западной культуре. Опираясь на форму, в которой не плоть, но дух присутствует как образная доминанта, художник обращает зрителя к созерцанию бесконечно прекрасного мира, где плоть лишь светильник, сияющий изнутри, благодаря свету души, бессмертной, проникнутой безоговорочной любовью ко всем и ко всему. Произведения Мухина, которые некоторыми воспринимаются, как парадоксальные, тем не менее, восстанавливают ту утраченную связь между искусством древнерусских живописцев и творческим поиском художника современной России, которая все же не теряет надежды обрести саму себя в бесконечной череде горьких испытаний, социальных и политических потрясений. Часто используя понятие «актуальности», мы подчас забываем подумать о том, что именно необходимо нам, чтобы вернуть гармонию в нашу собственную жизнь и жизнь, разрываемого всевозможными искушениями и противоречиями общества. Искусство Николая Мухина – зеркало, в котором отражается современный мир со всеми его насущными вопросами, оно и есть форма актуального искусства, поскольку нет ничего актуальнее для нас сегодня, чем выход из укоренившегося заблуждения и возвращение к животворным источникам Веры, Надежды и Любви.
Мария Вяжевич,
член-корреспондент
Российской академии художеств,
кандидат искуствоведения.